Масутацу Ояма в Америке - 3

Окончание статьи-исследования Г.Ноубла о турне Мас Оямы по Соединенным Штатам (в сокращении).

Идея открытых вызовов на поединок уже имела свои прецеденты ранее, в начале века, когда борцы японского дзю-дзюцу боролись со всеми желающими в мюзик-холлах. А затем в 1950-х годах, когда дзюдо пришло на Запад, японские дзюдоисты часто устраивали дружеские схватки с многими противниками. Для примера, журнал «Сила и Здоровье» за октябрь 1955 года описывает чемпиона Японии среди студентов Ватанабэ, который поборол  двадцать разных соперников за 21 минуту. Ватанабэ весил 145 фунтов, в то время как вес его оппонентов доходил  до 240 фунтов. Было множество примеров, подобных этому, но среди прочих особенно выделяется  Масахико Кимура, Чемпион Японии по дзюдо, который, став профессионалом, бросал открытый   вызов не только другим дзюдоистам а всем. Его единственным условием было, чтобы противник надел дзюдоги.

Журнал «Revue Judo Коdоkаn» в январе 1953 года опубликовал краткий отчет о визите Кимуры визита на Гавайи в 1951 году: «Кимура отважно бросил вызов всему миру, и тот уже преподнес ему кое-то сюрпризы… во время его первого публичного выступления.  Кимура (6-й дан) — один из лучших японских чемпионов, который за последние десять лет был  или Чемпионом Японии, или финалистом. Он ушел из Кодокана (полюбовно, я думаю), и дарит 1000 долларов тому, кто будет лучше него, будучи одетым в  дзюдоги. На Гавайях первый же противник подошел к Кимуре и ударил его по носу великолепным ударом, и тут же выскочил из ринга, чтобы скрыться! В «одухотворенных поисках» среди зрителей его прошло около восьми минут. После чего, наконец, Кимура схватил своего противника и бросил его в кресла головокружительным атэми. Схватка Кимуры со вторым противником длилась 15 секунд, прежде чем вывих плеча во время броска не позволил тому продолжить схватку. Соединенные Штаты  являются следующим пунктом его пребывания и готовятся к его встрече».

Так что, возможно, идея вызова на поединок с призовым фондом в 1000 долларов каждому принадлежит Кимуре. С другой стороны, в 1953 году в интервью изданию «Ooru Yamimono» Великий Того предлагал 1000 долларов тому, кто может сломать кирпич, а в серии статей в 1955 году Ояма утверждает, что эта идея изначально принадлежит Дику Рилу. И это лишь одно из нескольких несоответствий в различных печатных изданиях. По сведениям газетных новостей в начале 1952 года, полисмен из Айовы пострадал от серии ударов в тюдан, сломавших ему семь ребер, эти же сведения  повторяются в статье японского  «Тото Shinbun» и в издании Джея Глюка.  Но в своем интервью в 1953 году Ояма сам сказал, что он ткнул полицейского в глаза и пнул его в пах, что означало, кстати, что по западным меркам ведения боя он совершил два серьезнейших нарушения.  В «Toto Shinbun» и  статьях Джея Глюка  именно Дик Рил получил джэб по глазам,  или просто это был обманный удар в область глаз,  прежде чем он был сражен тремя ударами по телу. Джей Глюк описывает Беккера как боксера и утверждает, что он был побежден ударом «рука-копье», а Ояма говорил, что Беккер был борец и был нокаутирован кулаком. Глюк говорит, что в этом бою Ояма вышел за пределы ринга, поскользнувшись, когда пытался добраться до Беккера, а Ояма писал, что он сам выбил Беккера с ринга ударом в челюсть. Только Джей Глюк упоминает о схватке с Дэном Кэлендаром. Был еще профессиональный борец Джордж Беккер. Он умер в 1999 году в возрасте восьмидесяти пяти лет, и он боролся профессионально с 1930-х до 60-х годов. В самом деле, он и Джонни Уивер выиграли первенство  Атлантического Побережья в сентябре 1971 года, когда он был в возрасте под шестьдесят. Джордж Беккер боролся в командных соревнованиях с начала 1950-х годов, но до этого он боролся в одиночку, в первую очередь в полутяжелом весе. В прессе 1938 года он упоминается как Чемпион Побережья Атлантического океана, а в 1939 году выступал уже в среднем весе в схватках на чемпионате Побережья Тихого океана. В том же году в Нью-Йорке он победил Дэйва Левин Мира в полутяжелом вес. После войны он завоевал титул чемпиона Калифорнии титул в супертяжелом весе на некоторое время и затем в начале 1950-х г.г. оселился в городе Шарлотт.  С того времени он, казалось, сосредоточился на борьбе с различными партнерами. Он был хорошо известной и популярной фигурой среди профессиональных рестлеров  в Северной Каролине.

Город Шарлотт, Северная Каролина — место, которое  Масутацу Ояма упоминает в связи с его отчаянным поединком с Джорджем Беккером. В ранних изданиях «Что такое Каратэ?» есть фотография под названием «В Шарлотте, Северная Каролина, с г-ном Джорджем Беккером». Это почти наверняка Джордж Беккер, хотя он совсем не похож на описание Масутацу Оямы, его описание, в котором «Беккер… был с очень мощной грудью, как обросший  шерстью медведь». Он обнял Ояму за плечо, и оба они фотографировались, улыбаясь в камеру. Беккер, которому было тридцать восемь лет, в то время, выглядит готовым идти на ринг, но Ояма на фото  одет в свою обычную уличную одежду. Это один из многочисленных снимков, сделанных Кокити Эндо в этом турне, и это совсем непохоже на фотографию двух мужчин, которые фотографируются перед или после «смертельного поединка». И если вы поищете в Интернете «Джордж Беккер», вы получите некоторое количество результатов, описывающих его титулы, но если поискать «Джордж Беккер» и «Toго», «Великий Того», «Ко Того», «Maс Того» или «Масутацу Ояма» вы ничего не найдете. Поскольку Джордж Беккер активно боролся именно в этот период времени, он мог провести бой с членами команды Великого Того, хотя никаких сведений об этом бое нет. Нет никаких записей и о поединке с Масутацу Оямой, или «Maс Того».

Рассказ Оямы о поединке с Беккером выглядит странно. Он говорит о том, что вышел после удара Беккера за ринг, и потом, когда тот на секунду потерял концентрацию, поднявшись обратно в ринг, ударил его в спину. Двое мужчин дерутся долго, Беккер пытается перебороть Ояму, и толпа зрителей буквально сходит с ума. Затем они оба выходят из ринга  и продолжают сражаться за его пределами, а затем, как Ояма, наконец, поверг  Беккера на пол, он получил удар в спину от женщины из толпы, размахивавшей складным стулом. Он рефлекторно отбивается от женщины, и  толпа с беснуется, видя, что он напал на женщину… Это не похоже на настоящий поединок, зато видны все элементы боя профессиональных рестлеров. Ояма наблюдал много таких поединков в ходе его турне по США,  и, вполне возможно, что он использовал все эти элементы в истории, описанной позднее в «Тоto Shinbun». Конечно, может быть, он уже работал как рестлер  в поединке с Беккером – особенно, если не принимать во внимание то, что Кокити Эндо, который был там с Оямой, не мог вспомнить ни одного боя Оямы за все время его американского турне!

Личность полицейского из Айовы остается для нас совершенно неизвестной. Что касается Дика Рила, то он был описан  как мужчина в 6 футов 7 дюймов (ок.190 см) и 250 фунтов веса, чемпион профи-рестлинга – явно не тот человек, чтобы не попасть в историю! Сначала, когда я начал исследовать эту историю, я предположил, что я смогу найти его в журналах 50-х годов, таких как, «Ринг», «Бокс и борьба» и так далее — но никаких сведений о нем там не было. Нет никаких данных о нем и в многотомнике Майкла Кэньона «WAWLI» («Рестлинг такой, каким мы его любим»), или журнале «Что случилось?» о рестлинге эпохи 1930-х годов до 1960-х годов. Хисао Маки, мастер Кекусинкай, который, описывал Ояму в книге «Kenka karate Sekaini Katsu» («Боевое Каратэ мастеров боевых искусств Мира»), утверждал в своей книге, «Дни с Масутацу Оямой», что история боя вызова Оямы и Рила ни что иное, как  фикция.

Брайан Сэкийя, который также проявил интерес к истории Оямы и Кекусинкай, искал в печатных изданиях о профессиональной борьбе сведения о Дике Риле, но без успеха. В некоторых японских книгах Масутацу Оямы есть его фото с борцом, который считается Диком Рилом, но когда Брайан попросил проверить эту фотографию Лу Тэжа, одного из самых знаменитых чемпионов профи-рестлинга, тот сказал, что на самом деле это фото Лу Ньюмена по прозвищу «Плечи». Лу Тэж, посвятивший всю жизнь рестлингу с 30-х годов, также никогда не слышал о Дике Риле.

Но все же был в этой истории с Оямой один реальный и известный борец, которого звали Том Райс. Говорили, что Ояма победил Райса, когда   завершал турне по Америке — в Сан-Франциско в 1952 году. Том Райс победил несколькими месяцами ранее Рикидодзана, знаменитого японского борца-профессионала, когда тот боролся в США. Райс боролся с Рикидодзаном два раза в Японии в 1956 году, сведя вничью первую схватку и проиграв вторую. И странно, что, хотя бой с Райсом и описывается как одна из величайших побед Масутацу Оямы, ни сам Ояма, ни другие авторы о нем не упоминают.  Где-то  лишь в 70-х годах появились сведения об этом бое.  Брайан Сэкийя  также спросил Лу Тэжа о бое  Оямы с Райсом, и тот ответил:  «Я никогда не слышал о нем, но Том Райс был футболистом и потрясающим спортсменом. Однако, он не был борцом, или дзюдоистом или каратистом. Где был этот парень (Ояма), когда мы выступали с показательными тренировками в Японии и в США?» Очевидно, имя Масутацу Оямы ничего не значило для Лу Tэжа.

Эндо

Кокити Эндо, партнер Оямы в этом турне, дал интервью для книги «Кто такой Масутацу Ояма?» («Оyama Masutatsu Towa Nanika?»), изданной в 1995 году через год или чуть более после смерти Оямы. Он был достаточно дипломатичен, и на вопросы  бое  Оямы с Райсом ответил, что он не видел боя, и ничего о нем не знал, но, так  как он порвал отношения с Того,  то этот бой мог произойти и после их разрыва. И это, сказал он в интервью, был его обычный ответ, когда задавал этот вопрос. Но… «- А где был Том Райс в это время? — спросил он. Он был на Гавайях, как Чемпион Гавайи, но у Масутацу Оямы, никогда не было никаких боев на Гавайях насколько я знаю. И как можно говорить о бое с Томом Райсом  без упоминания Аль Kaрасика, который был главным промоутером на Гавайях и имел все права на Райса в то время?  И он пошел на бой, пусть даже чемпионский?  Вы должны понять, что чемпион является ценной собственностью промоутера: это мир профессионального рестлинга и чемпионы просто так не участвуют в случайных боях вызова, в которых результаты непредсказуемы».

Когда интервьюер потом сказал «Судя по вашим ответам, мне кажется, что вы никогда не видели ни одного боя Масутацу Оямы с кем бы то ни было в Америке?»,  Эндо развел руками и ответил «Против кого?».  И на вопрос «Возможно ли, что, даже если вы никогда не видели боев  Масутацу Оямы с  борцами, вы видели бой Оямы с боксерами?», Эндо ответил «Я никогда их не видел».

Эндо вспоминал многочисленные примеры из своей жизни … «Великий Того» был настоящим «грязным» рестлером, а мы с Оямой были частью команды Того…» «Так это правда, что были времена, когда мы оба, пошатываясь, вернулись в отель, спасаясь от болельщиков. Но неправда, что вся тяжесть этих инцидентов, которых было еще много, легла на плечи Оямы-куна… Например, наш автомобиль был окружен отчаянными фанатами, кричащими: «Убейте их!». Мы решили не парковать наш автомобиль возле арены, где состоялись наши поединки, потому что мы понятия не имели, что они собираются с нами сделать. Также мы взяли за правило не останавливаться в гостинице, находящейся в том же района, что и арена.

Когда интервьюер спросил Эндо об истории, когда он и Ояма отказались проводить уже отрежисированный бой, а потом их похитили вооруженные гангстеры, и Ояма уложил их всех, используя каратэ — Эндо просто улыбнулся и сказал, что такие истории абсолютно бессмысленны. «Это были просто рассказы, написанные, чтобы заработать деньги — это просто бизнес». И рассказы о двухстах победах Оямы? – «Представьте себе, сколько лет потребуется, чтобы одержать 200 побед!» — ответил он.

 

Жизнь и легенда

 

Когда я начал это исследование, я подумал, не собирался ли Масутацу Ояма стать профессиональным борцом, и не является ли это турне 1952 года своего рода пробой пера на карьеру профессионального рестлера? Судя по записям Кокити Эндо, Ояма посвятил себя каратэ и не собирался стать рестлером.  Однако, рассказы про бои Оямы с профессиональными борцами оставляют неоднозначное впечатление. Знания Эндо всего мира рестлинга изнутри, о том, что поединки борцов всегда отрежиссированы, и что борьба не на жизнь, а на смерть, которую мы видим на ринге, есть всего лишь бизнес, заставляют сомневаться в том, что все бои вызова Оямы в самом деле были реальными. В начале появления профессиональной лиги «боев без правил» Ultimate Fighting Championship, UFC, бойцы демонстрировали, насколько тяжело это в действительности — провести бой на голых кулаках, почти без правил или так называемый бой  «Синкэн-Сёбу» (смертельный поединок). И, как указал Джозеф Сфинт, «Послевоенные профессиональные бои юридически являются лишь показательными, в которых возможно лишь умышленное причинение серьезных травм, не запрещенными законом. Поэтому за перелом ребер у полицейского Ояме пришлось бы, как минимум, компенсировать тому лечение». Однако, если соперник Масутацу Оямы предположительно умер после боя, совсем трудно понять, как Ояма смог избежать уголовного преследования. Джо Сфинта также интересовало, какие медицинские или юридические документы были подписаны на эти поединки, прежде чем бойцы вышли на ринг.

Опыт путешествия по Америке, и его участие в борцовских поединках, должно быть, было как-то повлиять на Масутацу Ояму. По крайней мере, этот опыт выразился в нескольких идеях, которые мы теперь называем рекламой и маркетингом. Его опыт, привезенный из США,  заставил его осознать потенциал для международного развития каратэ, хотя он признавал, что в будущем каратисты должны развить свою игру. В 1956 году он сказал Хироси Киндзё: «Я бы хотел видеть следующее поколение японских каратэка, которые могут конкурировать на мировом уровне, и показать миру уровень квалификации и способностей каратистов. Для того, чтобы достичь такой цели, нужна огромная самоотдача и напряженная, упорная работа. Истинные каратэки должны обладать силой, скоростью и ловкостью… Я смотрю вперед и  вижу молодое поколениекаратэ». И он был реалистом в отношении размера и физической силы борцов и атлетов, с которыми  он познакомился в Америке. В додзё Оямы несколько лет спустя Эйдзи, один из его помощников и инструкторов, отметил, что он хотел сбросить 10 фунтов или около того, чтобы стать более быстрым. Но, —  вспомнил он, — Ояма-сэнсей не согласился со мной. Он сказал, что мы должны тренироваться сильнее. Когда я сказал «Сэнсей, если у вас слишком много мышц, вы потеряете скорость»», он сказал : «Вы можете сказать, вот что. Когда вы попадаете по вашего противнику, вы должны иметь достаточно силы, чтобы он отлетел на два или три метра. Без такой силы вы никогда не будете эффективны в Америке».

В своем интервью, данном Киндзё в 1956 году, Оямы был совершенно скромен в своих ответах и когда был задан вопрос о жизни в Америке, он ответил: «Я не хочу говорить о моих боях в Америке. Я не хочу быть каким-то героем. Все это – уже устаревшая идея… Ради наших учеников, я бы хотел исключить все эти рассказы о боях вызова из книг. Когда я читал книги о каратэ, все они описывают поединки. Издатели думают лишь о собственной финансовой прибыли, и я считаю, что это вредно для учеников». И, хотя гораздо позже, в «Путь Кёкусин» (1979) он смог написать, «Я убежден, что, пока я могу использовать каратэ, я непобедим в поединках без оружия», и «Когда я был в лучшей форме, не думаю, смог бы человек выжить после одного моего удара». В издании 1958 года «Что такое Каратэ?» он был гораздо более скромен, описывая свои победы. «То, что я испытывал во время моего турне по странам, — писал он,  — было то, что рестлинг, бокс и дзюдо не имеют ничего общего с каратэ. Я обнаружил, что мои противники не имели никаких предварительных знаний о каратэ. Если бы они знали искусство нападения и обороны каратэ, я мог бы потерпеть поражение, поскольку их руки и ноги были гораздо длиннее, чем мои. Американские борцы — в основном, гиганты. Моя рука 17 дюймов в диаметре, и я горжусь этим. С другой стороны, мой рост  5 футов 7 дюймов в высоту и вес лишь 190 фунтов. Но, к счастью, мы, каратисты, обладаем мощным ударом, что может поразить любого. И также у нас есть искусство владения ногами, что застает соперника врасплох. Если бы эти американские борцы были каратистами, они обладали бы страшной силой. Это правда, потому что, как в других соревнованиях, победа или поражение в каратэ также зависит в значительной степени от физической силы и скорости».

В совершенно новом издание «Что такое Каратэ?» в 1966 году Ояма вообще не ссылался на его бои вызова в Америке, не упомянул их и в своих других книгах – «Это Каратэ» (1965) и «Улучшенное Каратэ» (1970). Но тогда, в начале 1970-х годов большое продвижение Кекусинкай началось во многом благодаря комиксам под названием «Каратэ бака Итидай», выпускаемым Икки Кадзиварой  и его братом Хисао Маки. Потом были три фильма, предположительно, основанных на эпизодах из жизни Оямы, с  Сонни Шиба в главной роли (имеется в виду «Обреченный на одиночество – С.Р.), и автобиографические книги, такие, как «Токон» и «Kенка Каратэ Сэкайни Кацу», так «из практически неизвестной широкой публике фигуры Масутацу Ояма стал чем-то вроде супер-героя» и по рассказам его бои всплыли, хотя и в преувеличенной форме, и со временем становилось все труднее отличить правду от легенды.

В 1998 году я провел два дня у Йона Блюминга, который начал обучение у Оямы в Японии в 1959 году. Йон был любимым учеником Оямы до такой степени, что в 1965 году ему была присвоен 6-й дан, который сделал его вторым после Оямы в организации Кекусинкай. Позже пути этих двух людей разошлись, но Йон все еще вспоминает Масутацу Ояму прежних дней с любовью и уважением, и, когда я спросил его о смерти Оямы, он задохнулся, и слезы выступили у него на глазах. Но он не согласен с преувеличенными рассказами, которые начали появляться в 1970-х годах, и в некоторых из них фигурировал он. «Рассказы эти все время становились краше и краше, — сказал Йон, — и, наконец, в довершение всего, один из учеников Оямы, который был коммерческим художником, состряпал о нем комиксы в которых он вместе с Блюмингом – «Зверем из Амстердама» — ходят к якудза, лупят их почем зря! Невероятно!»

Но и тогда, конечно, о многих вещах писать было просто нельзя. Несколько лет назад, например, я пытался найти концы о рекорде в боксе Ленни Маклина – «Самого твердого человека в Британии». Маклин стал хорошо известен после публикации автобиографии «Хозяин» в 1998 году.

И причина этого заключается в том, что бои его были в «нелицензионном» боксе, то есть в виде спорта, не признанном регулирующим органом  Совета Управления британского бокса. Потому то о них не сообщалось в газетах, и главное, они были проигнорированы альманахом «Новости бокса». По большей части они не были сняты на пленку, так что многих записей боев Маклина просто не существует. Как не записаны и его многочисленные поединки в клубах и на улице.

Так просто потому, что нет сведений о каких-либо боях Мас Оямы  в США не означает, что их не было в действительности, но это делает проверку невозможной, и, кроме того, свидетельство Кокити Эндо тоже заставляет сомневаться в этом. Когда Ояма писал, что его противники были «известный в супертяжелом весе боксеры», возникает резонный вопрос, КТО они были. Мы имели возможность выбирать их имена из рейтингов тяжеловесов, которые появились в таких журналах, как «Ринг», и «Бокс и борьба», — но мы не можем. Записи о 270 победах Оямы  в ринге не внушают доверия, хотя, если быть справедливыми, Ояма сам сделал все, чтобы так думали.

Эти рассказы были важной частью продвижения и расширения Кёкусинкай. Несомненно, они вдохновили многих последователей Оямы… но Кекусинкай является достаточно сильным стилем сейчас, чтобы стоять на своих собственных условиях. Все это было давно, и я не думаю, что эти истории имеют сейчас значение иное, кроме как для восстановления исторической правды.

»crosslinked«

1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5
Загрузка...

Просмотров: 376



Материал полезен? Оставить отзыв. Обсудить на форуме. Вы можете участвовать в рейтенге!
Поделиться в Google Buzz Поделиться  Vkontakte Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter Поделиться в Моём мире Поделиться в Livejournal Закладки Yandex Поделиться в Memori.ru
Подписаться на RSS. Подписаться на E-mail рассылку.




Отзывы

Отзывов пока что нет

Оставить комментарий

(required)

(required)