Отвечая на вопросы учеников, не устаю повторять, что базовая техника (кихон) – это прекрасная форма ИНДИВИДУАЛЬНОЙ работы над собой, своим телом и сознанием. Формы же этой работы прекрасно описаны в методичках серии «Школа Кекусинкай» А. И. Танюшкина, В. П. Фомина и О. В. Игнатова, выпускаемых в начале 90-х. Поскольку в свое время сам «наворачивал» базовую технику, заглядывая в эту книжку, рекомендую ее как лучшее пособие для желающих повысить уровень и качество выполнения кихона, решусь выставить ее в несколько усеченном виде на ваше внимание, тем более, что оригиналы этой книжки остались на руках лишь у единиц…

Сэнсэй Сергей Ручьев

Комбинационная техника (рэнраку) — по существу усложненный кихон. Это важная веха на пути к свободному бою. Она складывается из сочетаний атакующих и блокирующих действий. Вся комбинационная техника выполняется на месте и в перемещениях по простым и усложненным траекториям. Одна из особенностей отработки комбинаций без партнера состоит в том, что они выполняются в обе стороны, т.е. и из левой, и из правой стойки. (В спарринговой подготовке комбинации отрабатываются из одной, обычно левой, боевой стойки). По сравнению со строгим, канонизированным и ограниченным по объему изучаемого материала кихоном, рэнраку предоставляет почти беспредельную свободу в создании разнообразных сочетаний базовых элементов.

Методическое обобщение разного рода комбинаций позволяет очертить своеобразные «поля» комбинационной техники. Без их планомерного «распахивания» и «возделывания» трудно обеспечить необходимую для боя двигательную свободу. Определение «полей» комбинационной техники имеет целью общую систематизацию учебного материала, а также выработку плана поэтапного формирования требуемых навыков. При этом выделяются основные типы комбинаций, ключевые связки, позволяющие достаточно, полно охватить комплекс соответствующих задач.
Целесообразно разграничить 3 «поля»:
1) комбинационную технику рук;
2) комбинационную технику ног и
3) смешанную комбинационную технику.

1. Наиболее обширное «поле» составляет комбинационная техника рук. Эта технике чрезвычайно разнообразна и на каждом новом этапе освоения (на месте, в перемещениях, при последующей отработке в боевой стойке и с партнером) открывает свои многочисленные возможности. Из комбинаций, которые надо начинать осваивать на месте (в фудо-дати, сантин-дати), целесообразно выделить следующие.

Комбинация блок + удар разными руками. Она имеет ключевое значение и широко используется в контратаках. Составляющими элементами здесь являются прежде всего 4 базовых блока (сото-укэ, ути-укэ, дзедан-укэ,гэдан-барай) и тюдан-цуки или же какой-либо удар группы ути. Комбинации могут начинаться и из положения «ой», и из положения «гяку», что значительно увеличивает число вариантов. Однако на начальной стадии обучения, облегчая задачу, блоки следует выполнять в положении «ой».

Примеры комбинаций блок + цуки:
1) сото-укэ + тюдан-цуки;
2) ути-укэ + тюдан-цуки;
3) дзедан-укэ + тюдан-цуки;
4) гэдан-барай + тюдан-цуки.

Примеры комбинаций блок + ути:
1) сото-укэ + дзедан-уракэн-ути;
2) ути-укэ + уракэн-семэн-ути;
3) дзедан-укэ + уракэн-сита-ути или маваси-ути;
4) гэдан-барай + аго-ути или маваси-ути.

К комбинациям описанного типа относятся также такие, которые включают круговые блоки. Например, сюто-маваси-укэ + тюдан-гяку-цукикокуцу-дати) и маэ-маваси-укэ + яма-цуки (в сантин-дати).

Комбинация блок + удар одной рукой также является контратакующей и может включать все описанные варианты типа блок + цуки и блок + ути.

Комбинация удар + блок позволяет вырабатывать защитную реакцию на контратаку противника. Ее необходимо осваивать в выполнении одной рукой, а также разными руками на основе разновидностей цуки + блок и ути + блок.

Для закрепления и совершенствования контратакующих и защитных навыков возможна отработка комбинаций, в которых совмещаются 3 и более соответствующих действия. Примером могут послужить серии типа: блок + удар + блок или удар + блок + удар. Их можно выполнять одной рукой, разными руками поочередно и сочетая принцип поочередности с выполнением 2-х элементов (из 3-х) одной рукой.

Для автоматизации сложных защитных навыков существенное значение приобретают комбинации (серии) блоков, элементы которых могут выполняться поочередно разными руками, одной рукой (либо на основе совмещения этих принципов).

Примером может послужить серия базовых блоков: сото-укэ + ути-укэ + дзедан-укэ + гэдан-барай. Ее практический смысл состоит в отражении комбинированной атаки руками, завершаемой ударом ногой. Если атакующая комбинация начинается с удара ногой, то возможен следующий порядок блоков: гэдан-барай + дзедан-укэ + сото-укэ + ути- укэ. Целесообразно также попарное комбинирование блоков: сото-укэ + гэдан-барай одной рукой и сото-укэ + ути-укэ другой рукой, что подразумевает за щиту от поочередных ударов руками и ногами. После каждой пары блоков можно добавлять контратаку цуки.

Для освоения разнообразных вариантов атакующих действий из 2-х или 3-х элементов (которые надо уметь выполнять и одной рукой, и разными руками поочередно) важное значение имеют следующие ключевые комбинации:
— однотипных ударов (цуки + цуки или ути + ути);
— разнотипных ударов (цуки + ути или ути + цуки);
— ударов из разных групп техники, сочетающихся по определенному принципу (цуки + ути + цуки, а также ути + цуки + ути).

Кроме выделенных типов комбинационной техники, включающей базовые блоки и удары руками (цуки, ути), существуют также различные комбинации с ударами локтями (хидзи-атэ или хид-зи-ути). Они предназначены для ближнего боя. Подготовительная тренировка по схемам: блок + хидзи, хидзи + хидзи, хидзи + ути или ути + хидзи может проводиться в фудо-дати или сантин-дати (поочередно разными руками или одной и той же рукой).

Практически вся комбинационная техника рук может выполняться в перемещениях прежде всего в сантин-дати, дзэнкуцу-дати, а также в кокуцу-дати, включая различные повороты в стойках. На начальном этапе особо важное значение приобретает комбинация блок + удар, выполняемая поочередно разными руками на каждый шаг (блок в положении «ой» + гяку-цуки) или на два шага (блок в положении «ой» + с шагом ой-цуки). Различные усложнения комбинационной техники могут совмещаться с усложненным планом перемещений, в частности, по схеме ката группы Тайкеку или «по квадрату» (т.е. поворачиваясь в одну и ту же сторону на 90 град, после каждого выполнения комбинации).

Примеры выполнения комбинаций в перемещениях «по квадрату»:
1. Выход в левую дзэнкуцу-дати с левым сото-укэ + шаг в правую дзэнкуцу-дати с ой-цуки; поворот влево на 90 град, в левую дзэнкуцу-дати с левым сото-укэ и т. д.После завершения одного или нескольких циклов перемещений производится выход в правую дзэнкуцу-дати, и все движения выполняются зеркально-симметрично.Аналогичные комбинации можно выполнять с другими блоками (ути-укэ, дзедан-укэ, гэдан-барай).
2. Выход в левую дзэнкуцу-дати с левым сото-укэ + гяку-цуки + шаг в правую дзэнкуцу-дати с гяку-цуки и т.д.Аналогичные комбинации выполняются с другими базовыми блоками.
3. Выход в левый сантин-дати с моротэ-ути-укэ на Ибуки + маэ-маваси-укэ + поворот вправо на 90 град, в кокуцу-дати с сюто-маваси-укэ. Затем шаг в левый сантин-дати и повторение всей комбинации и т.д.

2. Наряду с техникой рук большое значение имеет комбинационная техника ног, так как в свободном бою в этом отношении ноги не должны уступать рукам. Однако овладение комбинационной техникой ног требует особых усилий (в частности, приобретение «запаса прочности» и скорости в суперсериях), ей уделяется внимание во всех разделах тренировки – от разминки до различных форм работы с партнером. Вместе с тем, преимущественное значение остается за отработкой комбинационной техники без партнера (на месте и в перемещениях).

К «разминочным» комбинациям, например, можно отнести серии, выполняемые из фудо-дати одной ногой (с промежуточным, т.е. после первого удара, касанием земли) типа: хидза-гэри + маэ-гэри, хидза-гэри + маваси-гэри и др.

Из дзэнкуцу-дати комбинации типа: хидза-гэри + маэ-кэагэ (с промежуточным возвратом в стойку) и маэ-кэагэ + усиро-кэагэ (без промежуточного касания земли) выполняются вначале одной ногой, а затем, после смены стойки – другой ногой.

Для спортсменов достаточно высокой квалификации, с целью увеличения скорости и специальной выносливости, обязательно включаются серии ударов одной ногой на месте из нэкоаси-дати:

— с промежуточным касанием земли, например,
маэ-гэри + маэ-гэри,
маваси-гэри + маваси-гэри, или
ёко-гэри + ёко-гэри;
маэ-гэри + маваси-гэри,
маэ-гэри + ура-маваси-гэри,
ура-маваси-гэри + маваси-гэри, а также
маэ-гэри + маваси-гэри + ура-маваси-гэри,
маэ-гэри + маваси-гэри + ёко-гэри (в сторону) + усиро-гэри (назад);

— без промежуточного касания земли («на одном колене»), например,
маэ-гэри + маэ-гэри,
маваси-гэри + маваси-гэри,
ёко-гэри + ёко-гэри;
маэ-гэри + маваси-гэри,
маваси-гэри + маэ-гэри,
ура-маваси-гэри + маваси-гэри, а также
маэ-гэри + маваси-гэри + ёко-гэри (в сторону) + усиро-гэри (назад).

К этой группе примыкают комбинации блок + удар («на одном колене»), которые начинаются ногой, находящейся сзади, из дзэнкуцу-дати или передней ногой из кокуцу-дати, нэкоаси-дати. Например:
сунэ-укэ (сото) + кин-гэри или маваси-гэри или ёко-гэри;
сунэ-укэ (ути) + кин-гэри или маваси-гэри (возможно быстрое промежуточное касание земли);
тэйсоку-сото-маваси-укэ (гэри) + маэ-гэри или ёко-гэри;
сокуто-ути-маваси-укэ (гэри) + маваси-гэри (удобней с промежуточным легким касанием земли).

Относительно простые комбинации ударов ногами «на одном колене» из 2-х – 3-х элементов выполняются также в перемещениях в кокуцу-дати (вперед и назад) и в дзэнкуцу-дати (вперед).

Сложная комбинационная техника ударов «на одном колене» на месте и в перемещениях особо важное значение приобретает в процессе тренировки в боевой стойке.

Кроме комбинационных упражнений различной степени сложности, выполняемых одной ногой, большое значение имеют комбинации из ударов, выполняемых поочередно разными ногами. Первоначально такие комбинации целесообразно выполнять на месте в фудо-дати, впоследствии они включаются в процессе тренировки в боевой стойке. Подобные комбинации могут строиться из одних и тех же ударов (например, маэ-гэри + маэ-гэри) или из разных ударов (маэ-гэри + маваси-гэри, маваси-гэри + маэ-гэри и т.д.).

К высшим формам комбинационной техники ног следует отнести так называемые «двойные» удары ногами в прыжках (ни-дан-тоби-гэри), которые по существу основываются на принципе поочередного нанесения ногами одинаковых или разных ударов.

3. Чрезвычайно обширное «поле» образует смешанная комбинационная техника рук и ног. При ее освоении без партнера в основных стойках ключевое значение приобретают следующие типы упражнений.

Комбинация гэри + цуки (чаще гяку-цуки) или цуки + гэри. На начальном этапе такие комбинации можно выполнять на месте в фудо-дати. Они складываются из следующих элементов:
хидза-гэри + гяку-цуки,
маэ-гэри + гяку-цуки,
маваси-гэри + гяку-цуки,
еко-гэри + гяку-цуки,
ура-маваси-гэри + гяку-цуки.

Элементы каждой комбинации выполняются поочередно (нога + рука). Комбинации маэ-гэри + гяку-цуки и маваси-гэри + гяку-цуки можно выполнять одновременно как двойной удар.

В фудо-дати можно выполнять также «парные» комбинации гэри + цуки, состоящие из 2-х поочередных ударов ногами и далее из 2-х поочередных ударов руками.

На последующих этапах выполнение комбинационной техники можно сочетать с освоением «разножек» в дзэнкуцу-дати, где на каждый перескок выполняется удар рукой и затем ногой с возвратом в стойку. Данные комбинации могут включать следующие элементы:
гяку-цуки + маэ-гэри,
гяку-цуки + маваси-гэри,
гяку-цуки. + ёко-гэри,
гяку-цуки + ура-маваси-гэри,
гяку-цуки + усиро-маваси-гэри (с «вертушкой»).

Во всех описанных случаях комбинации могут усложняться за счет введения различных блоков. Вместе с тем, во множестве сочетаний блоков и ударов руками и ногами следует выделить комбинации, имеющие базовое значение типа: блок + цуки + гэри + цуки.

Стандартными вариантами являются следующие:
сото-укэ + гяку-цуки + маэ-гэри + гяку-цуки,
ути-укэ + гяку-цуки + маваси-гэри + гяку-цуки,
дзёдан-укэ + гяку-цуки + ёко-гэри + гяку-цуки.

Каждая серия может начинаться не только с блока, но и с удара ногой, а также ограничиваться только 3 элементами.

Подобные серии выполняются в перемещениях в дзэнкуцу-дати вперед и с поворотом назад, «по квадрату», а также по схеме ката Тайкеку.

Для формирования необходимых навыков активно-атакующих действий важное значение приобретают выполняемые в перемещениях в дзэнкуцу-дати наступательные серии типа: маэ-гэри + маваси-гэри + ёко-гэри + усиро-гэри (или усиро-маваси-гэри) с «вертушкой». Порядок и число элементов может меняться. Кроме того, после каждого удара ногой в учебных целях можно добавлять гяку-цуки.

Особую техническую задачу составляет освоение базовых комбинаций с «вертушками», включающих различные варианты усиро-маваси-гэри и усиро-гэри. Помимо изучения отдельных комбинаций, возможна их усложненная проработка, в частности, в перемещениях по схеме ката группы Ура-Таикеку.

Для проверки двигательной координации при перемещениях в разных стойках можно по команде задавать произвольный план перемещений и соответственно набор тех или иных комбинаций. Эти контрольные учебные серии в соответствии с конкретными задачами могут охватывать как относительно самостоятельные небольшие группы родственных комбинаций, так и более обширные «поля» комбинационной техники.

Выпуск 2. Обучение базовой технике

»crosslinked«

2 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 5
Загрузка...

Просмотров: 326



Материал полезен? Оставить отзыв. Обсудить на форуме. Вы можете участвовать в рейтенге!
Поделиться в Google Buzz Поделиться  Vkontakte Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter Поделиться в Моём мире Поделиться в Livejournal Закладки Yandex Поделиться в Memori.ru
Подписаться на RSS. Подписаться на E-mail рассылку.




Отзывы

Отзывов пока что нет

Оставить комментарий

(required)

(required)