Отвечая на вопросы учеников, не устаю повторять, что базовая техника (кихон) – это прекрасная форма ИНДИВИДУАЛЬНОЙ работы над собой, своим телом и сознанием. Формы же этой работы прекрасно описаны в методичках серии «Школа Кекусинкай» А. И. Танюшкина, В. П. Фомина и О. В. Игнатова, выпускаемых в начале 90-х. Поскольку в свое время сам «наворачивал» базовую технику, заглядывая в эту книжку, рекомендую ее как лучшее пособие для желающих повысить уровень и качество выполнения кихона, решусь выставить ее в несколько усеченном виде на ваше внимание, тем более, что оригиналы этой книжки остались на руках лишь у единиц…

 Сэнсэй Сергей Ручьев

В Кёкусинкай, как и в других традиционных школах каратэ, освоение базовой и комбинационной техники осуществляется вначале без партнёра , что сохраняет значение на всех последующих ступенях обучения. Разновидностями такой формы тренировки являются традиционные формы кихона (освоение элементов базовой техники в канонических стойках), рэнраку (аналогичная отработка базовых комбинаций) и ката (освоение канонизированных комплексов комбинаций). В настоящем выпуске основное внимание будет сосредоточено прежде всего на кихоне, в котором закладывается фундамент техники, а также на рэнраку, которые непосредственно к нему примыкают.

Каратэ Кёкусинкай – прежде всего боевое искусство. Оно предназначено для реальной борьбы. Что же дают традиционные формы тренировки без партнера для Будо-каратэ?

Кихон – это семя, из которого произрастает древо боевого искусства и одновременно его питательная среда. Суть кихона – в многократном (обычно ритмизированном) выполнении простой базовой техники, сравнимой с азбукой каратэ или его иероглифами. Впрочем, все относительно. На самом деле базовая техника сложна и по-настоящему осваивается за годы упорных тренировок.

Кихон – уникальный путь гармоничного развития не только техники, но также тела и духа. Со стороны технической базовые элементы лежат в основе боя, их освоение увеличивает функциональные возможности бойца. Поэтому к базовой технике постоянно возвращаются, чтобы повысить эффективность приемов в борьбе. Отработка базовой техники без партнера с полной амплитудой, силой, скоростью происходит как бы в идеальных условиях – отсутствуют помехи, сопровождающие реальные схватки (постоянные перемещения, усталость, ощущение опасности, боль и др.). В кихоне формируется некий технический эталон, к которому следует приближаться в спарринговой работе.

В кихоне в принципе есть все (или почти все) для формирования атлетически развитого тела. И потому что в каратэ все части тела включены в активную работу, и потому что используются различные режимы тренировки, позволяющие целенаправленно создавать весь ансамбль нужных качеств. Поэтому настоящий кихон еще более утомителен, чем спарринг.Роль кихона для подготовки сознания к реальной борьбе, связанная с автоматизацией дыхательно-двигательной координации, заключается в овладении на его основе элементами активной медитации. Различные психотехнические приемы, помогающие по-настоящему овладеть базовой техникой, связаны с выработкой чувства противника и ощущения циркуляции энергии при воображаемом взаимодействии с ним (выброс энергетической волны при выполнении удара с ускорением и концентрацией, автоматический отток энергии из пространства в момент освобождения мышц с перезарядкой энергетического центра в животе и т.п.). В этом отношении кихон – «школа» активной медитации, под знаком которой развертывается бой в «дзэнских видах борьбы».

Существенно то, что канонизированные формы кихона позволяют достаточно подготовленному ученику совершенствоваться до значительного уровня, даже если он лишен какое-то время возможности тренироваться с партнером. Это подтверждает опыт выдающихся мастеров (в том числе и Оямы), которые длительное время тренировались одни в безлюдных местах, сочетая кихон с комплексом других традиционных методов самостоятельной работы.

Не менее важны методические возможности кихона для инструктора, поскольку в нем заложены ключи к достаточно быстрому и уверенному овладению базовой техникой. Обучение базовой технике в форме кихона проходит определенные этапы. В начале осваиваются правильные позиции (стойки), затем на месте выполняются технические действия. Далее контролируются правильные стойки и баланс в перемещении и правильная форма техники. Достигаемая координация всех действий позволяет постепенно увеличивать скорость, а затем силу (при сохранении формы). В конечном итоге вырабатывается автоматизм, освобождающий сознание и создающий условия для его перехода в искомые измененные состояния, необходимые для реальной борьбы.

Ключевые элементы кихона (стойки, базовые блоки и удары) сводят все многообразие техники к первоосновам, облегчая освоение множества производных вариантов. Кроме того, ключевые элементы выделяются с учетом их значимости для реального боя (экзотическая техника вводится тогда, когда есть хороший фундамент). Существенно то, что канонизированные стойки, блоки, удары непосредственно перерастают в боевые модификации техники. Таким образом, в школе Кёкусинкай техника свободного боя рассматривается не как нечто изолированное от базовых форм, а как имеющее с ними прямую связь и вырастающее на их основе.

С учетом специфики стиля и ведения боя в Кёкусинкай выделено ограниченное число ключевых стоек, блоков, ударов руками и ногами. Их число по 4 в каждой из 4 названных групп техники.

4 стойки:
сантин-дати (стойка «крепости» или «песочных часов»);
дзэнкуцу-дати (передняя наклонная стойка);
кокуцу-дати (задняя наклонная стойка);
киба-дати (стойка «всадника»);

4 блока:
сото-укэ (средний внутрь);
ути-укэ (средний изнутри);
дзёдан-укэ (верхний);
гэдан-барай (нижний).

4 типа ударов руками:
цуки (прямой проникающий удар);
ути (3 основных разновидности круговых секущих ударов выполняются прямо, внутрь и наружу).

4 типа ударов ногами:
маэ-гэри (прямой проникающий удар);
маваси-гэри (круговой секущий удар);
ёко-гэри (боковой удар);
усиро-гэри (удар назад).

Выделенные стойки и виды техники постоянно (наиболее часто) используются в борьбе и составляют фундамент обучения базовой техники.

Основные формы обучения базовой технике без партнера в Кёкусинкай следующие:
— выполнение стоек и перемещений;
— выполнение технических действий на месте (без перемещений);
— выполнение технических действий в перемещениях;
— выполнение комбинаций (на месте и в перемещениях).

Выпуск 2. Обучение базовой технике

»crosslinked«

1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5
Загрузка...

Просмотров: 240



Материал полезен? Оставить отзыв. Обсудить на форуме. Вы можете участвовать в рейтенге!
Поделиться в Google Buzz Поделиться  Vkontakte Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter Поделиться в Моём мире Поделиться в Livejournal Закладки Yandex Поделиться в Memori.ru
Подписаться на RSS. Подписаться на E-mail рассылку.




Отзывы

Отзывов пока что нет

Оставить комментарий

(required)

(required)